© MiR, 2004
 

::Фокус-группа:.

Что это такое... ...Что это такое?

Фокус-группа – групповое глубинное интервью, сфокусированное на исследуемой проблеме или объекте (товар, услуга, реклама), направленное на определение отношения участников к поставленной проблеме или причин восприятия того или иного объекта (товар, реклама), выявления мотивации тех или иных действий потребителей. Фокус-группа проводится в специально оборудованном помещении в течение 1,5-2 часов по заранее разработанному сценарию. Обычное количество участников составляет 8-12 человек, не знакомых между собой, не объединенных общими интересами, идеями и т.д. Основным принципом подбора участников группы является однородность социально-демографических характеристик, а также частота и объем потребления определенного товара или услуги. Общее число фокус-групп, которое необходимо провести, зависит от исследовательских задач и от степени дифференциации целевых групп. Обычно в рамках исследования проводится от 2 до 6 групп. Фокус-группы проводит квалифицированный специалист - психолог, задача которого - понять истинное отношение участников фокус-группы к обсуждаемым вопросам.

Фокус-группы используются для решения следующих задач:

  • изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителям
  • разработке коммуникативной стратегии, позиционировании товара или услуги
  • оценка соответствия существующего продукта требованиям рынка
  • определение «проблемных» зон продукта/услуги или брэнда: выявление недостатков уже существующих на рынке продуктов в сознании потребителей
  • поиск незанятых ниш и разработка нового продукта
  • формулирование предложений по изменению и улучшению отдельных характеристик товара или услуги
  • выбор концепции продукта/услуги
  • определение имиджа компании для потребителя, ее сильные и слабые стороны
  • определение портрета и особенностей поведения потребителей
  • выявление моделей потребления продукта/услуги, привычек и мотиваций потребителей, их отношения к изучаемой проблеме или продукту, а также определение типов потребительского поведения
  • тестирование новых товаров (свойства, название, дизайн, упаковка, слоган и т. д.)
  • тестирование рекламных материалов
  • определение реакции покупателей на рекламу или PR – акцию

Однако есть несколько специфических обстоятельств, при которых этот метод более адекватен, чем фокус-группа.

  • Когда тема сложна для обсуждения и требует специфических знаний (интервью с экспертами/профессионалами).
  • Когда необходимо провести интервью с конкурентами (они не будут говорить о предмете исследования в ходе групповых дискуссий).
  • Когда тема затрагивает глубоко личные, интимные переживания респондентов, которые не возможно обсуждать в широком кругу (например, опрос людей с различными заболеваниями относительно выбора медицинского учреждения).
  • Когда респонденты малочисленны и географически удалены друг от друга (например, в случае опроса государственных чиновников в различных регионах).
  • Когда респондентами являются ответственные чиновники, очень богатые, и просто очень занятые, люди. Тема беседы, как правило, рациональна и связана с профессиональной деятельностью респондента или его фирмы.

Сколько это стоит... ...сколько это стоит?
В обновлении

:: ЧТО МЫ МОЖЕМ? ВСЕ! :.
:: Методы исследования :.

:: INTERNET-исследования :.

Временами для сокращения затрат можно обойтись исследованиями в Internet. Это возможно, например, при анализе

  • Ценообразования конкурентов
  • Дополнительных сервисов
  • Целевой аудитории
  • Систем сбыта
  • Рекламного рынка
  • … и в других случаях.

Заметим, что принять решение о том, что можно ограничиться исключительно сетевым исследованием, может только профессионал, так как состав аудитории Internet зачастую абсолютно не отражает состав Вашей целевой аудитории.

 
Стартовая : Маркетинговые исследования : Маркетинговый аудит : Новые рынки - стратегии : Рекламные кампании : Internet-маркетинг :

webmaster mail@info-mark.ru (812) 347-84-66

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов Яндекс цитирования